Развитие ребенка 2 и 3 лет
После того, как вашему малышу исполняется год, следующие два года жизни можно условно разделить на три периода. Первый – от одного года до полутора лет. В этом периоде большинство детей приобретают первые речевые навыки.
Данное время характеризует ребенка, как исследователя – он только что научился самостоятельно ходить и теперь изучение окружающего мира становится еще интереснее.
Не обойтись сейчас без царапин, сбитых коленок, синяков и шишек – это первые жизненные уроки, которые получает каждый малыш.
Второй — от полутора до двух лет. Ребенок двигается уже более уверенно и количество мелких травм уменьшается. Малыш проявляет характер и постоянно расширяет свой словарный запас.
Третий — это период от двух лет до трех. Темпы физического развития замедляются, и ребенок больше развивается умственно.
Игра – способ познания мира
Ребенок, которому уже исполнился год, как правило, очень подвижный и часто мамы даже устают от чрезмерной активности.
Игрушки в этом возрасте – это не просто средство, чтобы отвлечь ребенка на некоторое время (пока мама занята).
Играя, ребенок продолжает изучать мир, который хранит еще множество тайн.
При выборе игрушек для ребенка следует руководствоваться его возрастом и не приобретать то, чем ребенок пока еще не может правильно воспользоваться.
Если вы купите годовалому сыну машинку на пульте управления, то он конечно же, будет с ней играть, но не будет использовать по назначению, как это бы сделал пятилетний ребенок.
Если такую игрушку вам подарили родственники или знакомые – вы можете убрать ее и предложить ребенку, когда он подрастет.
Для малыша любая новая игрушка будет интересна, но родители должны помочь ребенку в ее изучении и показать, как с ней нужно играть.
Многие мамы жалуются, что ребенок не хочет играть один, а все время требует общества мамы.
Безусловно, хорошо, когда мама играет вместе с ребенком, но все же старайтесь приучать малыша к тому, что некоторое время он должен играть сам, когда мама занята.
Тогда вы успеете выполнять дела по дому и уделять время себе, да и малышу не помешает стать немного более самостоятельным.
Маленькие дети очень любят играть во время купания — используйте для этого специальные резиновые игрушки. Можно просто налить воду в таз и разрешить малышу играть (конечно, под присмотром мамы).
У моего сына была удочка с магнитом, на которую ловились рыбки. Это очень хорошая игрушка – развивает внимание и координацию движений.
Вы можете заметить, что ваш ребенок вместо игрушек предпочитает предметы домашнего обихода – посуда, бумажная коробка, будильник и многие другие вещи.
Не стоит запрещать малышу играть, если предметы, которые он выбрал для игр, не представляют для него опасности.
В таких играх хорошо развивается образное мышление и фантазия ребенка, ведь он наделяет предметы такими качествами, которых они не имеют (может представлять их, как живые существа).
Очень полезны так же игры в песке. Играя с песком, ребенок может воплощать в жизнь самые неожиданные фантазии и проявлять свои таланты.
Также песок очень хорошо развивает моторику, а развитие моторики, в свою очередь, ускоряет получение речевых навыков.
Равноправие.
Ребенок второго и третьего годов жизни уже начинает ощущать себя полноценной ячейкой семьи и общества в целом.
Он считает, что обладает такими же правами, как и другие члены семьи.
Поэтому, ваш малыш начинает протестовать во многих жизненных ситуациях.
Разве ему понравится, что его отправляют спать в момент, когда вся семья собралась перед телевизором, и почему в его тарелке опять каша, а у остальных ароматная жареная картошка?
Ошибка родителей в таких случаях заключается в том, что они подчеркивают возраст ребенка и некоторое ограничение его прав в связи с этим.
Не стоит показывать малышу, что все его права – это ходить на горшок, есть кашу и слушать команды родителей.
Такие дети вырастают неуверенными в себе, потому что родители с детства подавляют в них чувство собственного достоинства.
Не стоит приказывать малышу, нужно просто доступным языком объяснять ему то, почему он должен раньше всех отправляться в кровать или же не есть некоторую еду, которую едят взрослые.
Пусть ваш ребенок знает, что с его желаниями тоже считаются, и он является полноправным членом семьи.
Слово – нельзя!
Без определенных запретов не обойтись, но и запрещать нужно с умом. Ваш ребенок сейчас совсем не знает мир, в котором для него столько всего интересного.
Ему интересно содержимое вашей тумбочки и папиного чемоданчика с инструментами, он с удовольствием будет копаться в шкафу и даже в мусорном ведре, пока вы не заметили.
Часто от мам только и слышно, что бесконечное «нельзя»!
Мама просто запрещает ребенку что либо делать, но ведь в определенный момент ее может не оказаться рядом – и тогда малыш все равно продолжит свое исследование.
Слово «нельзя» следует использовать не так часто, чтобы оно не теряло свою силу и значимость.
В некоторых случаях «нельзя» можно заменить на «можно», но только вместе с мамой.
Чтобы жизнь вашего ребенка не состояла из бесконечных запретов – постарайтесь уменьшить поводы для них.
Уберите в недоступные места все, что может навредить ребенку – лекарства, ножницы, иголки, хрупкие вазочки или статуэтки и другие предметы, представляющие опасность.
Сделайте свой дом более доступным для ребенка, тогда и запретов будет значительно меньше, да и вы будете более спокойны за безопасность малыша.
Отвечаем на вопросы.
Для ребенка основным источником знаний является мама. Так как мама проводит с ребенком большую часть времени – отвечать на бесконечное количество вопросов придется в основном ей.
Для этого маме потребуется очень много терпения, так как по мере роста малыша количество вопросов будет только увеличиваться.
Также маме придется проявлять фантазию, чтобы доступными словами рассказывать ребенку о том, что его заинтересовало.
Не стоит отмахиваться от вопросов и говорить, что ребенок вам надоел.
Вы тем самым нарушаете его интеллектуальное развитие, так что смиритесь с настойчивостью вашей «почемучки» и отвечайте подробно на все вопросы.
К трем годам дети уже начинают видеть разницу между мальчиками и девочками и начинают задавать вопросы на эту тему.
Некоторые родители не реагируют на такое любопытство, либо демонстрируют свое раздражение, чем еще сильней провоцируют интерес ребенка.
Следует просто объяснить малышу, что природой задуманы и мужчины (из которых потом вырастают папы) и женщины (которые превращаются в мам).
Для трехлетнего малыша такого объяснения будет вполне достаточно.
Что умеет ребенок в возрасте 2-3 лет при надлежащем воспитании и обычном развитии.
Ребенок, которому исполнилось три года, уже много чего знает и умеет.
Развитие малыша во многом зависит от мамы — от того, сколько времени она уделяет занятиям и развивающим играм с ребенком.
Если с ребенком занимаются в достаточном объеме, если он общается с другими детьми, то к трем годам ваш малыш имеет следующие навыки:
- различает цвета;
- определяет общие признаки предметов (круглые, мягкие, и.т.д.);
- запоминает мелодии и даже пытается подпевать;
- словарный запас составляет около 300 слов, ребенок уже выражает свои мысли словами и простыми предложениями;
- проявляет фантазию, рассказывая о том, чего не было;
- процесс игры усложняется, и ребенок любит играть в ролевые игры (в доктора, маму или продавца);
- рисует, хотя не всегда аккуратно и со смыслом;
- лепит из пластилина;
- рассматривает картинки в книжках, показывает персонажей, которых называет мама и очень любит, когда ему читают;
- легко запоминает короткие стихотворения;
- любит рассматривать свое отражение в зеркале и часто надевает мамину одежду или обувь (или папину, если у вас мальчик);
- старается во всем походить на родителей, и подражает им в манере поведения и старается говорить так же, как они;
- проявляет свое любопытство практически постоянно и не устает задавать большое количество вопросов.
Автор: Елена Метелкина.